Караимы

Мы, караимы, неповторимы.

Крым - родовой наш оплот.

В сотнях сражений - непоборимы.

Вольны, как чаек полет.

Немало исторических преданий

О подвигах, о славе, о борьбе.

И множество тяжелых испытаний

Прошло у караимов по судьбе.

                                (Гимн караимов)

 Краткая история караимов

Крымские караимы - это малая этническая группа, являющаяся остатком некогда могучего народа и свидетелем интереснейших исторических событий.

На основании географических, топографических, исторических, археологических сопоставлений был сформулирован вывод: караимы являются аборигенами Крыма. Как этнос сформировались в результате смешения древнейшего населения края с тюркскими племенами хазарского Каганата на основе общности языка, обычаев и религии. Первые сведения о хазарах относятся ко II веку н.э. В начале IV в. хазары стали могущественным народом. Свои владения они распространили на довольно обширные территории Северного и Среднего Кавказа, бассейнов Нижней Волги, Нижнего Дона и большей части Крыма.

В состав хазарского каганата входили такие нынешние области как Луганская, Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская, Николаевская и Автономная Республика Крым. Хазары вели полукочевой образ жизни, с наступлением весны выезжали в свои сады, занимались земледелием скотоводством, охотой и торговлей. Были отчаянными всадниками и храбрыми воинами. Недаром же А. Пушкин в своем стихотворении "Песнь о вещем Олеге” писал о буйных набегах хазар.

В начале XI века после сокрушительных ударов киевского князя Святослава, византийцев и русских хазарское царство пало. Остатки хазарского Каганата слились с окружающими народами, часть из них сосредоточилась в Крыму. После потери хазарами власти в Крыму караимы сохранили автономию в границах небольшого княжества с центром в городе крепости Кырк-Йэр позже названной Джуфт-Кале (Чуфут-Кале), что означает "двойная крепость". Часть караимов по приглашению князя Даниила Галицкого с 1246 года стала проживать на западе Украины, а часть в Литве, куда они были переселены князем Витовтом в 1396 году. Джуфт-Кале оставалась неприступной крепостью до XVIII века. После присоединения Крыма к России в 1783 г. караимы стали покидать свою крепость и расселяться по территории Крыма, Украины и России.

XIX и начало XX века можно назвать периодом национального культурного подъема караимов. В Российской империи они были полноправными гражданами. Свод законов гласил: "Караимы, находясь под покровительством общих законов Империи, пользуются всеми правами, предоставленными русским подданным”. Как народ малочисленный караимы пользовались разными льготами. В дореволюционной России среди караимов были городские головы, председатели земских собраний, судьи, высшие офицеры, дипломаты, ученые, врачи, члены Государственного Совета и Государственной Думы. Караимы играли довольно заметную роль и в торгово-промышленной жизни Крыма и России. В начале ХХ века в России среди караимов насчитывалось 12 миллионеров (на каждую тысячу один миллионер!)

В первые годы советской власти практически полностью были ликвидированы караимские общины и религиозная структура. В 1930-1940 гг. закрыли храмы, в связи, с чем религиозные обряды стали отправлять дома. При попустительстве властей были разграблены национальная библиотека и музей. Общественная и религиозная жизнь замерла. Многие погибли на фронтах Великой Отечественной войны, в тылу врага. После освобождения Крыма от фашистов часть караимов депортировали вместе с крымскими татарами. Тогда же был уничтожен ценный этнографический материал, с риском сохраненный в годы оккупации. Караимов лишили их храма, школ, возможности изучать родной язык, историю и культуру.

В настоящее время караимы проживают в основном в городах Крыма (Симферополе, Евпатории, Бахчисарае, Севастополе, Феодосии, Ялте), других городах Украины (Киеве, Галиче, Луцке, Харькове, Днепропетровске, Николаеве, Одессе, Мелитополе); в городах России (Санкт-Петербурге, Москве, Краснодаре, Новороссийске, Уфе); в некоторых республиках СНГ, а также в дальнем зарубежье (Литве, Польше, Франции, Турции, Египте, Австралии, Израиле и др.).

Демографическая проблема численности караимов весьма сложна. К концу XIX столетия во всем мире насчитывалось не более 16 тысяч караимов, общая численность их в России в 1910 году составляла 12 тысяч; в Крыму в 1914 году проживало 8 тысяч; по переписи 1979 года в Советском Союзе – 3341, а по переписи 1989 года - 2803 караима. В современном мире насчитывается около 2000 крымских караимов; на Украине проживает 1100 чел., в том числе в Крыму - 800 человек. По переписи, проведенной Ассоциацией крымских караимов в 2002 г., в Мелитополе насчитывается около 60 караимов.

                                                                                      История переселения караимов в Мелитополь

 Появление караимов в Мелитополе относится к середине XIX века. Среди причин определивших поселение караимов в Мелитополе две необходимо признать основными.

1.  Получение Новоалександровкой в 1842 г. нового названия "Мелитополь” и статуса города определило предоставление молодому городу ряда льгот. Городу предоставлялись "все права и преимущества, городовым положением установленные”. Кроме того, все желающие переводились в разряд мещан, купцы Мелитополя освобождались "от платежа гильдейских повинностей, а мещане от взноса мещанского оклада в казну, в течении пяти лет”. На пять лет город освобождался от постоя войск. Один процент от "питейного дохода”, поступавшего в Государственное Казначейство, оставался в городе. По истечении льготных лет Правительство вновь вернулось к этому вопросу. На основании представления Министра внутренних дел Николай I подписал 18 февраля 1848 г. указ Сенату "О продолжении дарованной городу Мелитополю льготы” для "распространения и упрочения возрастающей в городе Мелитополе торговли и промышленности”.

Отмеченные льготы, способствовали привлечению в Мелитополь значительного числа купцов, среди которых было немало караимов.

2.           Второй причиной появления караимов в Мелитополе стала Крымская война 1853- 1856 гг. В связи с началом военных действий многие караимы оставили насиженные места в Севастополе, Евпатории, Бахчисарае, Феодосии других городах Крыма и переселились на материк. После окончание Крымской войны многие караимы вернулись в родные места, однако, часть караимов осталась в Мелитополе. Этому способствовало предоставление Мелитополю Указами от 5 февраля 1857 и 7 февраля 1858 гг., новых льгот "В вознаграждение потерь, понесенных Мелитополем в Восточную войну”.

В 1865 г. в Мелитополе насчитывалось 110 мужчин и 84 женщин караимского вероисповедания. Всего - 194 человека.

При проведении Первой Всероссийской переписи населения в 1897 года в Мелитополе насчитывалось 515 мужчин и 454 женщин караимского вероисповедания. То есть, 969 человек или 2,93% от всего населения города. Это была третья по численности конфессия в г. Мелитополе после православных с единоверцами - 50,41% и иудеев 42,37%.

Первая мировая война и революционные события, не способствовавшие коммерческой деятельности, привели как к общему снижению численности населения Мелитополя, так и снижению численности проживающих в городе караимов.

Местная перепись, проведенная в Мелитополе 15-19 сентября 1921 года, показала, что в Мелитополе проживало 407 караимов. По численности это бы четвертая этническая группа после евреев, русских и украинцев.

Поселившись в Мелитополе, караимы проявили себя в различных сферах деятельности, но основной, традиционной для караимов, была торговля. Уже в 1854 г. в Мелитополе начал свою деятельность Торговый дом Минаша, занимавшийся продажей промышленных товаров. Об авторитете Торгового дома говорит тот факт, что в начале XX века именно он бы представителем известной автомобильной фирмы Бенц и К0 в Мелитополе. В 1907 г. Торговый дом "Минаш М.М. и Сын” от Э.М. Минаша перешел собственность М.М. Минашу.

Важное место в деятельности караимов занимало садоводство. Это  подтверждает тот факт, что в документах Мелитопольского окружного земельного отдела, в 1922 г. упоминается 5 садов, принадлежащих до революции Стамболи,  в которых произрастало 12541 плодовое дерево.

Караимы работали во многих организациях и учреждениях Мелитополя. В 1914 г. потомственный почетный гражданин Иосиф Исаакович Минаш был избран на четыре года гласным Мелитопольской городской думы.

Конец XIX - начало XX вв. характеризуется возникновением различных обществ. Одним из таких обществ было Мелитопольское Караимское благотворительное общество. Общество имело целью "доставление средств к улучшению нравственного и материального состояния бедных караимов обоего пола, всех без различия возрастов и сословий”.

Исторические источники отмечают наличие караимского училища в Мелитополе в начале XX в.

Характер национальной политики в СССР привел к закрытию караимской школы, кружка караимской молодежи. Часть состоятельных караимов эмигрировала из страны, часть ассимилировалась. Это привело к снижению числа караимов. В 1941 г. в Мелитополе насчитывалось всего 130 караимов.

На фронтах Великой Отечественной войны сражалось немало караимов-мелитопольцев. Среди них подполковник А. С. Будун, капитаны медицинской службы А.И. Шайтан и В.Я. Гаммал, старшина А.Ф. Стамболи, С.С Хаджи, А.А. Аттар, В. С. Хаджи. А.М. Стамболи участвовала в мелитопольском подполье.

 Караимы Мелитополя сегодня

Мелитопольское караимское общество входит с состав Ассоциации крымских караимов и во Всеукраинскую Ассоциацию караимов. В обществе насчитывается 50 человек, одна четвёртая из них - молодёжь. В своей деятельности общество стремится к более глубокому изучению истории, религии, языка, фольклора, ознакомлению с национальными памятниками, традициями, обычаями, поддерживает тесные связи с исторической родиной – Крымом, способствует возрождению тюркской культуры, которую несут караимы.

Общество проводит праздники, дни культуры, выставки, концерты. Библиотеки Мелитополя также тесно сотрудничают с караимским национальным обществом, организовывая совместные книжные выставки, а участники группы "Джамаат" - частые гости на библиотечных мероприятиях.

В 1993 году была создана караимская воскресная школа. Ее слушателями стали караимы города, а также члены их семей.

В 2004 году состоялась презентация книги "Караимы Мелитополя". В книге излагаются краткие сведения о крымских караимах, истории их поселения в Мелитополе, их роли в культурной, экономической и общественной жизни города. В книге содержатся архивные материалы, очерки о караимских семьях с приложением фотографий, статистические данные о членах караимской общины.

В 2005 году была создана творческая группа художественной самодеятельности "Джамаат". На сегодня в ансамбле насчитывается десять юных артистов, которые с успехом выступают на различных фестивалях.

В 2010 году в мелитопольской караимской общине произошло праздничное событие – открытие первой очереди национально-культурного центра – этнического кафе "Чир-Чир". Интерьер кафе создан по мотивам книг Тамары и Галины Ормели "Все лучшее для гостя дорогого" и Константина Ефетова "Колодцы памяти".

 В 2011 году на базе национально-культурного караимского центра "Кале" открылся этнографический музей. Среди экспонатов музея можно увидеть не только уни­кальные вещи, принадлежащие караимскому народу, но и стен­ды с историей других нацио­нальностей города.

Знатные земляки-караимы

Народ наш мал,

но сохранить его должны мы.

Еще он крепок и удал.

Да возрадятся караимы!

 

Об этом уникальном народе, который внес свою лепту в развитие государства, можно сказать старинной русской пословицей: "Мал золотник, да дорог" - этот народ малочис­ленный по количеству, но цен­ный своими духовными каче­ствами. Ведь среди малочис­ленного народа были и есть об­щественные деятели, врачи, педагоги, купцы и меценаты. 

По ул. Воровского жил караимс­кий писатель и общественный дея­тель Моисей Яковлевич Фиркович. В 1907 г. издал книгу «Старинный караимс­кий городок Калэ», которая пользо­валась широкой популярностью сре­ди многих исследователей истори­ческого прошлого Крыма. В 1911 г. М. Я. Фиркович издал книгу «Опи­сание древностей старинного кара­имского города Калэ или Кырк-Ер, ныне Джуфт-Кале». Дважды на рус­ском языке издавал «Краткий кара­имский катехизис». С 1916 г. и до конца жизни Моисей Яковлевич за­ведовал «Карай Битиклиги» (караим­ской библиотекой) в Евпатории. Добрую память о себе оставил ху­дожник М. Я. Кискачи и профессор геолого-минералогических наук И. И. Танатар.

Из плеяды врачей нужно отметить династию Кискачи. Иосиф Яковлевич после окончания меди­цинского факультета Новороссийского университета в Одессе рабо­тал в Акимовке. В период Первой мировой войны служил врачом в действующей армии. После Ок­тябрьской революции жил в Симфе­рополе и работал врачом-терапевтом и педиатром. Врачами были его брат Михаил и племянники Иосиф Камбур и Лидия Кискачи. Большой лю­бовью и уважением в Мелитополе пользовалась Лидия Михайловна, проработавшая в городе 50 лет дет­ским врачом.

Уроженец Мелитополя Семен Исаевич Минаш большую часть жизни прожил в Ленинграде и был известен как талантливый врач-гомеопат.

Заслуженным уважением пользо­вался и врач-травматолог Савелий Ильич Иртлач.

Яков Михайлович Хаджи после установления Советской власти в Западной Украине жил во Львове. В 1981 г. переехал в Симферополь и работал замдиректора завода «Фо­тон». 5 октября 1991 г. на третьей Всекрымской караимской конферен­ции был избран председателем Крымского караимского общества, эту должность занимал до конца своих дней. Благодаря его участию вышло в свет постановление Сове­та Министров АР Крым «О мерах по сохранению и возрождению куль­турного наследия караимов».

Огромным авторитетом в Мели­тополе пользовался Гелий Семено­вич Ялпачик, кандидат технических наук, доцент института механизации сельского хозяйства (ныне ТГАТУ). Он является автором «Русско-караимского разговорника», русско-караимскoгo словаря на 10 тысяч слов, включенного в третий том «Караим­ской Народной энциклопедии», и «Этнографического очерка о караи­мах».

И наши мелитопольские караимы также унаследовали профес­сии и звания своих прародите­лей: Михаил Арабаджи и Гали­на Мирошниченко - врачи, Со­фья Ялпачик и Елена Арабад­жи - педагоги, Юрий Макаров - частный предприниматель и меценат - это только часть ме­литопольских караимов, кото­рые достойно трудятся во бла­го родного Мелитополя.

Использованная литература

1.     Караимы Мелитополя. –  Мелитополь, 2004. – 178 с.

 

2.   Еременко С. Тайны малочисленного народа // Новый день. – 2011. – 19 жовт. – С. 18

3.   Плясова Д. Открылся этнографический музей // Новый день. – 2011. – 21 верес. – С.7

4.  Потомки славного Стамболи // Новый день. – 2006. – 16 ноября. – С. 14

5. Шайтан Н. Наши знатные земляки// Мелитопольские ведомости. – 2000. – 27 июня. – С. 3