Крым - родовой наш оплот.
В сотнях сражений - непоборимы.
Вольны, как чаек полет.
Немало исторических преданий
О подвигах, о славе, о борьбе.
И
множество тяжелых испытаний
Прошло у караимов по
судьбе.
(Гимн караимов)
Краткая история караимов
Крымские
караимы - это малая этническая группа, являющаяся остатком некогда могучего
народа и свидетелем интереснейших исторических событий.
На основании географических, топографических, исторических, археологических сопоставлений был сформулирован вывод: караимы являются аборигенами Крыма. Как этнос сформировались в результате смешения древнейшего населения края с тюркскими племенами хазарского Каганата на основе общности языка, обычаев и религии. Первые сведения о хазарах относятся ко II веку н.э. В начале IV в. хазары стали могущественным народом. Свои владения они распространили на довольно обширные территории Северного и Среднего Кавказа, бассейнов Нижней Волги, Нижнего Дона и большей части Крыма.
В
состав хазарского каганата входили такие нынешние области как Луганская,
Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская, Николаевская и
Автономная Республика Крым. Хазары вели полукочевой образ жизни, с наступлением
весны выезжали в свои сады, занимались земледелием скотоводством, охотой и
торговлей. Были отчаянными всадниками и храбрыми воинами. Недаром же А. Пушкин
в своем стихотворении "Песнь о вещем Олеге” писал о буйных набегах хазар.
В
начале XI века после сокрушительных ударов киевского князя Святослава,
византийцев и русских хазарское царство пало. Остатки хазарского Каганата
слились с окружающими народами, часть из них сосредоточилась в Крыму. После
потери хазарами власти в Крыму караимы сохранили автономию в границах
небольшого княжества с центром в городе крепости Кырк-Йэр позже названной
Джуфт-Кале (Чуфут-Кале), что означает "двойная крепость". Часть караимов
по приглашению князя Даниила Галицкого с 1246 года стала проживать на западе
Украины, а часть в Литве, куда они были переселены князем Витовтом в 1396 году.
Джуфт-Кале оставалась неприступной крепостью до XVIII века. После
присоединения Крыма к России в 1783 г. караимы стали покидать свою крепость и
расселяться по территории Крыма, Украины и России.
XIX и начало XX века можно назвать периодом национального культурного подъема караимов. В Российской империи они были полноправными гражданами. Свод законов гласил: "Караимы, находясь под покровительством общих законов Империи, пользуются всеми правами, предоставленными русским подданным”. Как народ малочисленный караимы пользовались разными льготами. В дореволюционной России среди караимов были городские головы, председатели земских собраний, судьи, высшие офицеры, дипломаты, ученые, врачи, члены Государственного Совета и Государственной Думы. Караимы играли довольно заметную роль и в торгово-промышленной жизни Крыма и России. В начале ХХ века в России среди караимов насчитывалось 12 миллионеров (на каждую тысячу один миллионер!)
В первые годы советской власти практически полностью были ликвидированы караимские общины и религиозная структура. В 1930-1940 гг. закрыли храмы, в связи, с чем религиозные обряды стали отправлять дома. При попустительстве властей были разграблены национальная библиотека и музей. Общественная и религиозная жизнь замерла. Многие погибли на фронтах Великой Отечественной войны, в тылу врага. После освобождения Крыма от фашистов часть караимов депортировали вместе с крымскими татарами. Тогда же был уничтожен ценный этнографический материал, с риском сохраненный в годы оккупации. Караимов лишили их храма, школ, возможности изучать родной язык, историю и культуру.
В настоящее время караимы проживают в основном в городах Крыма (Симферополе, Евпатории, Бахчисарае, Севастополе, Феодосии, Ялте), других городах Украины (Киеве, Галиче, Луцке, Харькове, Днепропетровске, Николаеве, Одессе, Мелитополе); в городах России (Санкт-Петербурге, Москве, Краснодаре, Новороссийске, Уфе); в некоторых республиках СНГ, а также в дальнем зарубежье (Литве, Польше, Франции, Турции, Египте, Австралии, Израиле и др.).
Демографическая проблема численности караимов весьма сложна. К концу XIX столетия во всем мире насчитывалось не более 16 тысяч караимов, общая численность их в России в 1910 году составляла 12 тысяч; в Крыму в 1914 году проживало 8 тысяч; по переписи 1979 года в Советском Союзе – 3341, а по переписи 1989 года - 2803 караима. В современном мире насчитывается около 2000 крымских караимов; на Украине проживает 1100 чел., в том числе в Крыму - 800 человек. По переписи, проведенной Ассоциацией крымских караимов в 2002 г., в Мелитополе насчитывается около 60 караимов.Появление караимов в Мелитополе относится к середине XIX века. Среди причин определивших поселение караимов в Мелитополе две необходимо признать основными.
1. Получение Новоалександровкой в 1842 г. нового названия "Мелитополь” и статуса города определило предоставление молодому городу ряда льгот. Городу предоставлялись "все права и преимущества, городовым положением установленные”. Кроме того, все желающие переводились в разряд мещан, купцы Мелитополя освобождались "от платежа гильдейских повинностей, а мещане от взноса мещанского оклада в казну, в течении пяти лет”. На пять лет город освобождался от постоя войск. Один процент от "питейного дохода”, поступавшего в Государственное Казначейство, оставался в городе. По истечении льготных лет Правительство вновь вернулось к этому вопросу. На основании представления Министра внутренних дел Николай I подписал 18 февраля 1848 г. указ Сенату "О продолжении дарованной городу Мелитополю льготы” для "распространения и упрочения возрастающей в городе Мелитополе торговли и промышленности”.
Отмеченные
льготы, способствовали привлечению в Мелитополь значительного числа купцов,
среди которых было немало караимов.
2.
Второй причиной появления
караимов в Мелитополе стала Крымская война 1853- 1856 гг. В связи с началом
военных действий многие караимы оставили насиженные места в Севастополе,
Евпатории, Бахчисарае, Феодосии других городах Крыма и переселились на материк.
После окончание Крымской войны многие караимы вернулись в родные места, однако,
часть караимов осталась в Мелитополе. Этому способствовало предоставление
Мелитополю Указами от 5 февраля 1857 и 7 февраля 1858 гг., новых льгот "В
вознаграждение потерь, понесенных Мелитополем в Восточную войну”.
В
1865 г. в Мелитополе насчитывалось 110 мужчин и 84 женщин караимского
вероисповедания. Всего - 194 человека.
При
проведении Первой Всероссийской переписи населения в 1897 года в Мелитополе
насчитывалось 515 мужчин и 454 женщин караимского вероисповедания. То есть, 969
человек или 2,93% от всего населения города. Это была третья по численности
конфессия в г. Мелитополе после православных с единоверцами - 50,41% и иудеев
42,37%.
Первая
мировая война и революционные события, не способствовавшие коммерческой
деятельности, привели как к общему снижению численности населения Мелитополя,
так и снижению численности проживающих в городе караимов.
Местная
перепись, проведенная в Мелитополе 15-19 сентября 1921 года, показала, что в
Мелитополе проживало 407 караимов. По численности это бы четвертая этническая
группа после евреев, русских и украинцев.
Поселившись в Мелитополе, караимы проявили себя в различных сферах деятельности, но основной, традиционной для караимов, была торговля. Уже в 1854 г. в Мелитополе начал свою деятельность Торговый дом Минаша, занимавшийся продажей промышленных товаров. Об авторитете Торгового дома говорит тот факт, что в начале XX века именно он бы представителем известной автомобильной фирмы Бенц и К0 в Мелитополе. В 1907 г. Торговый дом "Минаш М.М. и Сын” от Э.М. Минаша перешел собственность М.М. Минашу.
Важное
место в деятельности караимов занимало садоводство. Это подтверждает тот факт, что в документах
Мелитопольского окружного земельного отдела, в 1922 г. упоминается 5 садов,
принадлежащих до революции Стамболи, в
которых произрастало 12541 плодовое дерево.
Караимы
работали во многих организациях и учреждениях Мелитополя. В 1914 г.
потомственный почетный гражданин Иосиф Исаакович Минаш был избран на четыре
года гласным Мелитопольской городской думы.
Конец XIX - начало XX вв. характеризуется возникновением различных
обществ. Одним из таких обществ было Мелитопольское Караимское
благотворительное общество. Общество имело целью "доставление средств к
улучшению нравственного и материального состояния бедных караимов обоего пола,
всех без различия возрастов и сословий”.
Исторические источники отмечают
наличие караимского училища в Мелитополе в начале XX в.
Характер
национальной политики в СССР привел к закрытию караимской школы, кружка
караимской молодежи. Часть состоятельных караимов эмигрировала из страны, часть
ассимилировалась. Это привело к снижению числа караимов. В 1941 г. в Мелитополе
насчитывалось всего 130 караимов.
На фронтах Великой Отечественной войны сражалось немало караимов-мелитопольцев. Среди них подполковник А. С. Будун, капитаны медицинской службы А.И. Шайтан и В.Я. Гаммал, старшина А.Ф. Стамболи, С.С Хаджи, А.А. Аттар, В. С. Хаджи. А.М. Стамболи участвовала в мелитопольском подполье.
Караимы Мелитополя сегодня
Общество проводит праздники, дни культуры, выставки, концерты. Библиотеки Мелитополя также тесно сотрудничают с караимским национальным обществом, организовывая совместные книжные выставки, а участники группы "Джамаат" - частые гости на библиотечных мероприятиях.
В 1993 году была создана караимская воскресная школа. Ее слушателями стали караимы города, а также члены их семей.
В 2004 году состоялась презентация книги "Караимы Мелитополя". В книге излагаются краткие сведения о крымских караимах, истории их поселения в Мелитополе, их роли в культурной, экономической и общественной жизни города. В книге содержатся архивные материалы, очерки о караимских семьях с приложением фотографий, статистические данные о членах караимской общины.
В 2005 году была создана творческая группа художественной самодеятельности "Джамаат". На сегодня в ансамбле насчитывается десять юных артистов, которые с успехом выступают на различных фестивалях.
В 2010 году в мелитопольской караимской общине произошло праздничное
событие – открытие первой очереди национально-культурного центра – этнического
кафе "Чир-Чир". Интерьер кафе создан по мотивам книг Тамары и Галины
Ормели "Все лучшее для гостя дорогого" и Константина Ефетова "Колодцы
памяти".
В 2011 году на базе национально-культурного караимского центра "Кале" открылся этнографический музей. Среди экспонатов музея можно увидеть не только уникальные вещи, принадлежащие караимскому народу, но и стенды с историей других национальностей города.
Знатные земляки-караимы
Народ наш мал,
но сохранить его должны мы.
Еще он крепок и удал.
Да возрадятся караимы!
Об этом
уникальном народе, который внес свою лепту в развитие государства, можно
сказать старинной русской пословицей: "Мал золотник, да дорог" - этот
народ малочисленный по количеству, но ценный своими духовными качествами.
Ведь среди малочисленного народа были и есть общественные деятели, врачи,
педагоги, купцы и меценаты.
Из плеяды врачей нужно отметить династию Кискачи. Иосиф Яковлевич после окончания медицинского факультета
Новороссийского университета в Одессе работал в Акимовке. В период Первой
мировой войны служил врачом в действующей армии. После Октябрьской революции
жил в Симферополе и работал врачом-терапевтом и педиатром. Врачами были его
брат Михаил и племянники Иосиф Камбур и Лидия Кискачи. Большой любовью и
уважением в Мелитополе пользовалась Лидия Михайловна, проработавшая в городе 50
лет детским врачом.
Уроженец Мелитополя Семен Исаевич Минаш большую часть жизни прожил в
Ленинграде и был известен как талантливый врач-гомеопат.
Заслуженным уважением пользовался и
врач-травматолог Савелий Ильич Иртлач.
Яков Михайлович Хаджи после установления Советской
власти в Западной Украине жил во Львове. В 1981 г. переехал в Симферополь и
работал замдиректора завода «Фотон». 5 октября 1991 г. на третьей Всекрымской
караимской конференции был избран председателем Крымского караимского общества, эту должность занимал до
конца своих дней. Благодаря его участию вышло в свет постановление Совета
Министров АР Крым «О мерах по сохранению и возрождению культурного наследия
караимов».
Огромным авторитетом в Мелитополе пользовался Гелий Семенович Ялпачик, кандидат технических наук, доцент института механизации
сельского хозяйства (ныне ТГАТУ). Он является автором «Русско-караимского
разговорника», русско-караимскoгo словаря на 10 тысяч слов,
включенного в третий том «Караимской Народной энциклопедии», и
«Этнографического очерка о караимах».
И наши мелитопольские караимы также унаследовали профессии и
звания своих прародителей: Михаил Арабаджи и Галина Мирошниченко - врачи, Софья
Ялпачик и Елена Арабаджи - педагоги, Юрий Макаров - частный предприниматель и
меценат - это только часть мелитопольских караимов, которые достойно трудятся
во благо родного Мелитополя.
Использованная литература
1.
Караимы Мелитополя. – Мелитополь, 2004. –
178 с.
2. Еременко С. Тайны малочисленного народа // Новый день. – 2011. – 19
жовт. – С. 18
3. Плясова Д. Открылся этнографический музей // Новый день. – 2011. –
21 верес. – С.7
4. Потомки славного Стамболи // Новый день. – 2006. – 16 ноября. – С. 14
5. Шайтан Н. Наши знатные земляки// Мелитопольские ведомости. – 2000. – 27 июня. – С. 3