15:01 К 115-летию со дня рождения А. Тышлера | |
Тышлер - странный, ни на кого другого не похожий и потому часто трудный для зрителя художник. Его этим нередко попрекали. Его наставляли и воспитывали, мешая работать. Но он оставался таким же, как был, потому, что никаким иным стать не мог и не хотел. Он был живописцем и графиком, театральным художником, скульптором и во всех этих видах искусства: на холсте, на бумаге, в пространстве сцены - безудержным фантазером и мечтателем, преображающим мир с помощью своего собственного языка зримых метафор. Александр Григорьевич родился в
Мелитополе 26 июля 1898 года. " Дед и
прадеды были столярами. Отсюда и произошла фамилия: «Тышлер» значит «Столяр». Отец
был родом из Шклова, близ Орши. Мать - кавказская еврейка, в девичестве
Джин-Джих-Швиль. Поселившись окончательно в Мелитополе, отец и мать обзавелись
семьей. Семья у нас была большая - восемь душ детей: три дочери и пять
сыновей, а я - самый последний…" - вспоминает Александр Тышлер. В Мелитополе прошло его детство.
Саше маляры доверяли расписывать повозки, колеса, железные кровати. И
украинские белые хаты рисовал, пирамидальные тополя, звездное небо, скифских
баб. Первым учителем для паренька стала старшая сестра, рисовавшая портреты
Льва Толстого, Карла Маркса и других известных людей. В
1912 году Тышлер поступил в Киевское художественное училище и окончил его в
бурном 1917 году. В 1919-м ушел добровольцем на фронт, его зачислили в отряд
особого назначения при особом отделе 12-й армии. После войны возвратился в
родной Мелитополь. В гражданскую войну он был
красноармейцем, расписывал агитпоезда и агитпароходы. С
молодым писателем Максом Поляновским организовал в Украине выпуск сатирических
плакатов "Окна РОСТА”. Был
организатором и бессменным художником мелитопольских Окон УкРОСТА.
Острые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися
стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики,
освещали злободневные события. В годы гражданской войны и послевоенной разрухи
"Окна” выпускались в России, Украине, Азербайджане, других республиках и стали
своеобразным памятником революционной эпохи. В 1921 году Тышлер уехал в Москву в мастерскую Фаворского, и начался
новый период его жизни. В Москве
наступили годы поисков и обретения своего мировидения в искусстве. Он занимается не только живописью,
но и книжной иллюстрацией, тесно сотрудничает с театрами Москвы и Ленинграда
как художник- постановщик. Особенно любил создавать декорации и костюмы к
пьесам Шекспира. Его картины и рисунки регулярно экспонируются на всесоюзных
и зарубежных выставках советских художников и получают восторженные отклики. При всем многообразии искусства 20-х
годов картины и рисунки Тышлера на выставках ставили нередко в тупик не
только публику, но и многоопытных критиков, находивших порой в его творчестве
«вредную мистику» . Художник не боялся решительных деформаций: в
картине «Женщина и аэроплан» (1927) вытянутая и странно вывернутая «жирафья»
шея, обернутая трепещущей косынкой, придавала героине нездешний, таинственный
облик. Ему нужна была не конкретная женщина, а символ, аллегорическая фигура,
и он помещает в ее прическе птичью клетку («Женщина и птичка», 1927). Прием
фантастического соединения человека с различными, нередко причудливыми
атрибутами станет одним из излюбленных, бесконечно варьируемых в холстах и
рисунках Тышлера вплоть до конца его жизни. Фирменный знак художника
— здания, предметы и даже целые города на головах его персонажей. Он будет рисовать и писать изящных
девушек с кораблями или городами на головах, девушек, несущих на себе
натюрморты или увенчанных каруселями. "Я хочу доставлять людям радость, - говорил.
— Для моей работы характерны иронический оттенок, пластический парадокс,
гротеск. Мне хочется поразить, удивить зрителя. До сих пор живу детскими и
юношескими воспоминаниями. На меня очень подействовали народные театры,
балаганы, народные праздники и представления ”. "Меня часто спрашивают, почему
я рисую своих персонажей с домами, цветами, клетками на голове, - как-то
объяснял зрителям художник. - Это чисто архитектурная, композиционная вещь.
Мне очень хочется все сосредоточить в человеке и на человеке, и вокруг него”. При всей их причудливости эти
образы-иносказания продолжают старую традицию классического искусства. Тышлер много работал в еврейских
театрах Минска и Харькова, участвовал в постановках пьес преимущественно
современных драматургов, каждый раз отыскивая метафорический, лаконично
острый образ спектакля. Среди пестроты художественных направлений времени его
театр был неожиданным, ни на кого не похожим. Вероятно, именно романтические поиски
приводят художника в это время в московский цыганский театр «Ромэн»,
построенный главным образом на фольклорной основе. Между тем с
этой вот свободой фантазии в живописи 30-х годов становилось все труднее.
Художников стали принуждать к реализму, как его понимали тогдашние идеологи, а
тышлеровская аллегорическая фантастика никак в эти представления не
укладывалась. Даже умный и тонкий критик А. Эфрос, безнадежно пытаясь нащупать
приемлемый компромисс между живым художественным чувством и директивными установками
власти, в большой обзорной статье 1933 года Тышлером счел нужным пожертвовать:
это, мол, «головной визионер», хотя и «тонкий живописец». Его видения - «отголоски
того образного мира, которым прошел по живописи Шагал,- он не носит никакой
печати общезначимости». Когда от художника требовали «общезначимости»,
а не своеобразия его творческого мира, Тышлеру было существовать нелегко, и
быть может, именно поэтому главной сферой его работы на годы становится театр,
где художнику дышалось полегче (хотя и там его порой обзывали формалистом).
Ситуация изменилась только к 60-м годам, когда художника стало вновь можно
ценить именно за то, что и составляло суть его таланта. С этого
времени Тышлер популярен. Его творческая свобода импонирует новому поколению,
борющемуся с омертвелыми штампами
казенного искусства. В 60-х годах он открыл для себя новую
графическую технику - фломастер, инструмент мягкий и сочный, легко варьирующий
при нажимах глубину тона. Художник фантазирует на листе, фиксирует мелькнувшую
мысль, ловит образ, прикрепляя его к бумаге, и обогащает затем подробностями,
украшает и отделывает, не теряя первоначальной свободы и легкости. В результате
законченные большие рисунки плотно нагружены бархатистым штрихом, фигуры рельефно
вылеплены им и погружены в вибрирующее марево неглубокого пространственного
фона. Кроме черного используются и цветные фломастеры, придающие рисунку
смелую декоративность. И
наконец, в эти же годы художник показывает свою очень своеобразную деревянную
скульптуру. Он режет из дерева, из небольших, до метра высотой и нетолстых поленьев
все тех же «Дриад» и «Океанид» - стройных обнаженных девушек, как всегда с
атрибутами на головах, по-кукольному несколько схематичных и пряменьких, как
эти поленца. В них виднее, чем в живописи и рисунке, характерная тышлеровская
техника обобщения формы, ее упрощения и доведения до лаконичности знака. В
1946 году Тышлер был удостоен Сталинской премии, затем его наградили орденом
"Знак Почета”. Но
в целом ни ему, ни его семье не позавидуешь. В 1919 году брата Илью повесили
врангелевцы в Симферополе. Другой брат был убит махновцами, третий расстрелян
фашистами в Мариуполе в 1942 году. Сестры тоже не дожили до старости. Из
многочисленной семьи остался он один, прошел через многие испытания. Умер в
Москве в 1980 году. Но его многочисленные картины живут и радуют зрителя в
разных уголках земли. Мелитопольский писатель и краевед Сергей
Авдеенко, который несколько лет переписывался с вдовой Тышлера искусствоведом
Флорой Сыркиной, а также был инициатором открытия музея в честь художника на
его малой родине, написал в 2012 году книгу "Александр
Тышлер и Мелитополь". В книге приведены письма, фотографии, репродукции
рисунков и картин художника, его автобиография. К ней также прилагается диск с
документальным фильмом об Александре Григорьевиче. Авдеенко доказывает, что
истоки творчества Тышлера необходимо искать на его малой родине - в Мелитополе. В 1998 году в
Мелитополе был открыт музей к столетию со дня рождения Александра Григорьевича.
Все экспонаты - три полотна маслом и 17 графических работ, а также некоторые
личные вещи художника привезла Флора Яковлевна. Просуществовал он недолго. Теперь вся экспозиция хранится в мелитопольском краеведческом
музее.
Использованная литература 1. Авдеенко С.И. Александр Тышлер и Мелитополь. - Мелитополь : Издат. дом МГТ, 2012. - 88 с. 2. Авдеенко С. Память : рассказы о знаменитых мелитопольцах. - Мелитополь, 2008. - 186 с. 3. Александр Тышлер и Мелитополь : художник, известный во всем мире, так и не смог "заслужить" музей в родном городе // Мелитопольские вести. – 2012. – 6 июля. – С. 5. 4.
Герчук Ю. Александр Тышлер и мир его фантазий // Искусство. –
1998. - №17. – С. 1-3. 5.
Желнова Н. Запорожцы увидят сказочные работы Тышлера // Миг. –
2012. – 4 октября. – С. 4. 6.
Левченко И. Родом из Мелитополя: к 100-летию со дня рождения
Александра Тышлера // Еврейские вести. – 1998. - №13-14. – С. 10. 7. Неторопливы краски на палитре : каталог художников Мелитополя. - Мелитополь : Издат. дом МГТ, 2005 г. - 112 с. 8.
Осипова Л. Постоянство знака [Александр Тышлер] // Семья и школа. –
1998. – С. 50-51. 9. Петраков Г. Александр
Тышлер, романтик и реалист // Рабочая газета. – 2012. – 17 октября. – С. 4. 10. Пивоварчук
Р. Я хочу доставить людям радость : к 100-летию со дня рождения А.Г. Тышлера //
Новый день. – 1998. – 14 апреля. – С. 2. 11. Питишкина Н. Художник из рода столяров // Мелитопольские ведомости. – 1998. – 5 сент. – С. 6. | |
|